ВКО Интелект
Что такое общеизвестный товарный знак?

Что такое общеизвестный товарный знак?

Общеизвестный товарный знак – это объект (символика, логотип, слоган и т. д.), интенсивно используемый на территории России и вследствие этого имеющий широкую известность среди большого числа потребителей продукции, реализуемой с его применением.

Полномочия по присвоению знаку статуса общеизвестного возложены на Роспатент. Основанием для этого является заявление лица, которому принадлежит такой объект. При этом в качестве общеизвестной символики может быть оформлен символ, не охраняемый российским законодательством, но, несмотря на это, завоевавший популярность среди потребителей (абз.1 п.1 ст. 1508 ГК РФ). На начало 2021 года, по данным Роспатента, в России зарегистрировано 227 общеизвестных товарных знаков.

После оформления всех необходимых документов объект включается в соответствующий перечень, формированием которого также занимается Роспатент (п.2 ст. 1509 ГК РФ). При этом, согласно абз.2 п.1 ст. 1508 ГК РФ, в регистрации объекта интеллектуальной собственности в качестве общеизвестного знака может быть отказано в том случае, если он приобрел свою популярность до подачи заявки на регистрацию, но никаких действий для достижения такого результата со стороны лица, от которого поступила заявка, предпринято не было.

Известный широкой общественности знак подлежит особенной охране со стороны государства, т.к. он обладает определенной популярностью среди потребителей и количество попыток его несанкционированного использования со стороны недобросовестных конкурентов существенно возрастает.

Признаки общеизвестного товарного знака

Исходя из положений ст. 1508 ГК РФ, можно определить основные признаки, которыми должен обладать товарный знак, подлежащий регистрации в качестве общеизвестного:

Интенсивное использование регистрируемого обозначения. Согласно пп.3 п.17 Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 27.08.2015 № 602, критериями оценки степени интенсивности могут стать:

  • объем производства и реализации товара, для продвижения которого используется товарный знак;

  • затраты на проведение рекламной кампании;

  • сложившаяся стоимость товарного знака исходя из показателей финансовой отчетности.

  • Широкая известность среди потребителей на территории России. Критериями оценки этого показателя являются:
    • среднегодовое количество лиц, приобретающих товар;
    • доля продукции на рынке однородных товаров/услуг;
    • результаты независимых социологических опросов, проведенных среди потребителей;
    • наличие устойчивых взаимосвязей между товаром и производителем, который претендует на то, чтобы стать правообладателем.

Отсутствие иных товарных знаков (аналогичных или сходных до степени смешения), зарегистрированных до того, как оформляемый объект приобрел широкую известность.

Пример общеизвестных товарных знаков

Полный реестр зарегистрированных в России общеизвестных товарных знаков можно найти на сайте Федерального института промышленной собственности. Примеры общеизвестных знаков: Известия, Лукойл, Кока-кола и т.д.

Общеизвестные товарные знаки примеры

Правовая охрана общеизвестного товарного знака

Выделение общеизвестного товарного знака в особую категорию объектов интеллектуальной собственности, подлежащих правовой охране, обусловлено необходимостью расширения перечня возможностей, предоставляемых его правообладателю. Особенности правовой защиты такой символики заключаются в следующем:

Правовая защита знака, обладающего широкой известностью, предоставляется на неопределенный срок (абз. 3 п. 2 ст. 1508 ГК РФ). Это значит, что его обладателю не придется повторно обращаться в Роспатент, представляя документы для продления действия свидетельства на товарный знак.

Действие правовой охраны может распространяться не только на группы однородных товаров, но и на неоднородную продукцию, в отношении которой используется такой знак. Обязательным условием для наложения указанного ограничения является то, что применение символики может повлечь за собой возникновение ассоциаций с товаром, реализуемым под широко известным товарным знаком и тем самым ввести потребителей в заблуждение (п. 3 ст. 1508 ГК РФ). 

Такое ограничение установлено с целью недопущения действий недобросовестных производителей товаров и услуг, которые могут использовать товарный знак, имеющий широкую известность, с целью популяризации своей продукции.


Остались вопросы?

Задайте их нашему специалисту!