ВКО Интелект
ФАС ужесточает борьбу с картелями

ФАС ужесточает борьбу с картелями

В августе прошлого года президентом был утвержден список поручений, которые касаются мер по борьбе с картелями. Их основные задачи – выявление сговоров и их пресечение, введение более жестких административных и уголовных наказаний за такие действия, а также улучшение взаимодействия при расследовании преступлений, связанных с картельными сговорами, между правоохранительными органами и антимонопольной службой.

Последним был разработан пакет проектов о внесении поправок в законодательство о конкуренции и оперативно-розыскной деятельности, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.

Изменения, которые будут внесены в УК при условии принятия упомянутых законопроектов, посвящены заключению антиконкурентных сделок. Появится новый состав преступления за создание картеля лицом, которое выступает в роли исполнительного органа, является членом совета директоров или другого коллективного исполнительного органа, а также тем лицом, в распоряжении которого больше половины долей (акций). Наказания для этих категорий граждан планируют ужесточить. Под уголовную ответственность подпадет больше лиц, а санкция станет серьезнее.

Антимонопольным ведомством вносится также такое важное предложение, как изменение норм УПК в части подследственности по статье 178. Планируется ее расширить. По действующей редакции кодекса предварительное следствие по упомянутой статье могут проводить исключительно следователи органов внутренних дел. Если поправки одобрят, такие полномочия появятся и у сотрудников других правоохранительных органов, которые выявят преступления, в частности ФСБ и Следственного комитета.

Антимонопольная служба ищет дополнительные возможности для сбора информации и документов в процессе выездных проверок. В планах ведомства получить право на выемку документов и других объектов, в том числе в принудительном порядке, и не только копий, но и оригиналов. Кроме того, в соответствии с поправками изъятие смогут проводить для выявления не только фактов заключения антиконкурентных сделок, но и других правонарушений в сфере действия антимонопольного законодательства.

Итак, круг полномочий, которыми наделена ФАС, может быть значительного расширен в том, что касается получения необходимых доказательств.

Еще одно важное изменение – новый срок давности по делам о соглашениях, ограничивающих конкуренцию. Предполагается установить его на уровне 5 лет, а если будут выявлены признаки преступления – 10 лет. Для сравнения: общий срок давности составляет 3 года.

С целью обеспечить антимонопольную службу более широкой доказательной базой ведомству предположительно будет дан доступ к сведениям, полученным в ходе оперативно-розыскной деятельности. Их можно будет использовать исключительно для доказывания картельных сговоров. Но если исходить из содержания предлагаемой нормы, есть серьезные опасения по поводу более широкого использования упомянутых сведений.

Несмотря на запланированные поправки в статью 178 УК, остается нерешенной давно известная проблема с унификацией правил освобождения от ответственности за создание картеля. На сегодня перечень условий для такого освобождения не совпадает в уголовном и административном законодательстве.

В практике ФАС были даже ситуации, когда после освобождения организации или ее должностного лица от административного наказания они привлекались к более тяжелой уголовной ответственности. В соответствии с поправками освобождение от нее будет возможно при условии выполнения положений примечания к статье 178 УК, возмещения причиненного вреда или заглаживания вины другим способом.

Непонятно, по каким правилам планируется определять ущерб, который причинен не всем картелем, а его отдельным участником и должностным лицом, почему на такое лицо возлагается обязанность из собственных средств возмещать ущерб и как оно сможет загладить свою вину другим способом.

Все рассмотренные предложения по изменению законодательства направлены на ужесточение ответственности за создание картелей, расширение полномочий антимонопольной службы при осуществлении выездных проверок, а также на расширение базы доказательств, обосновывающих обвинения.



Остались вопросы?

Задайте их нашему специалисту!