Регистрация торговой марки

Регистрация торговой марки

Чтобы защитить свои права на индивидуальное использование определенного символа/слогана или иного обозначения вашего товара или услуги, нужно позаботиться о регистрации собственной торговой марки.


Торговая марка (или Товарный знак) – это уникальное обозначение (графическое, буквенное, символьное или иное), служащее для индивидуализации определенного товара. Компания, вкладывающая силы и средства не только в улучшение качественных характеристик продукции, но и в ее популяризацию на рынке, стремится к тому, чтобы сделать ее узнаваемой среди потребителей. Человек может понять, какой продукт перед ним, увидев определенное цветовое сочетание или арт-объект – для идентификации ему не придется искать на упаковке или рекламном стенде название товара.


Недобросовестные конкуренты могут использовать такое преимущество «раскрученного» продукта в своих целях, предлагая потенциальным клиентам товар, созданный с применением узнаваемой символики. Застраховаться от того, что обозначение вашего товара, в продвижение которого вложено немало сил и средств, будет применено другими компаниями, вполне возможно. Для этого необходимо пройти процедуру регистрации торговой марки.


Подготовка к регистрации


Разработав собственный узнаваемый логотип, не нужно торопиться его регистрировать. Сначала нужно проверить его на соответствие законодательным требованиям. В регистрации неуникального знака или знака, похожего на уже зарегистрированную символику до степени смешения, заявителю откажут. Информационные базы Роспатента содержат сведения об уже существующих логотипах – их надо изучить на самой первой стадии подготовки к регистрации. Если похожих товарных марок в реестре найдено не было, можно перейти к следующему этапу подготовки и определить те виды продукции, в отношении которых будет использоваться знак. Для этого нужно обратиться к Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Закончив подготовку, можно приступать к формированию заявки на регистрацию в государственном регистрационном органе.


Как зарегистрировать торговую марку в Роспатенте


На территории Российской Федерации правом на регистрацию товарных марок обладает государственная организация под названием «Роспатент» (Федеральная служба по интеллектуальной собственности). Чтобы зарегистрировать определенное обозначение в качестве торговой марки, необходимо:


  1. 1. Подать в Роспатент соответствующее заявление (ст. 1492 ГК РФ). Это можно сделать, лично посетив отделение госоргана или передав документы дистанционно (отправив их с помощью почты или воспользовавшись возможностями интернет-соединения). К заявлению необходимо приложить:

    • • изображение Товарного знака;
    • • перечень товаров, применительно к которым будет использоваться торговая марка;
    • • устав знака в том случае, если заявка подается в отношении коллективного знака;
    • • доверенность на право осуществления действий от имени обладателя знака в том случае, если заявка подается не самим заявителем, а его представителем;
    • • квитанцию об уплате государственной пошлины (в 2018 году ее размер зависит от вида экспертизы, проводимой в отношении регистрируемой торговой марки – об этом рассказано ниже).

  2. 2. Дождаться результатов экспертизы, проводимой Роспатентом. Она состоит из двух этапов, каждый из которых имеет статус отдельного самостоятельного исследования:

    • • формальной экспертизы (ст. 1498 ГК РФ) – на этой стадии выполняется проверка документов, представленных заявителем в регистрационный орган; за ее проведение придется заплатить пошлину в размере 3,5 тыс. рублей плюс 1 тыс. рублей за каждый дополнительный класс (свыше 5 классов) МКТУ;
    • • экспертизы представленного на регистрацию обозначения (ст. 1499 ГК РФ) – на этой стадии проверяется соответствие характеристик регистрируемого знака действующим законодательным требованиям; за проведение такого мероприятия придется заплатить пошлину в размере 11,5 тыс. рублей плюс 2,5 тыс. рублей за каждый дополнительный класс МКТУ.

В том случае, если проведенные экспертизы не выявят никаких нарушений, Роспатент принимает положительное решение по полученной им заявке. Но оформление документов не будет осуществляться до тех пор, пока заявитель не уплатит госпошлину непосредственно за регистрацию торговой марки. Минимальный размер такого платежа составляет 16 тыс. рублей за один Товарный знак плюс 1 тыс. рублей за каждый дополнительный (более 5) класс МКТУ. Если же регистрируется коллективная торговая марка, размер пошлины увеличивается. Правообладателям придется заплатить 20 тыс. рублей в качестве базового взноса и 1 тыс. рублей за каждый класс свыше 5.


Общий срок процедуры регистрации действующим российским законодательством не регламентирован. Однако, как показывает практика, он может составлять от 12 до 15 месяцев с момента подачи заявления на регистрацию в Роспатент.


Сколько стоит регистрация торговой марки в России


В зависимости от того, в каком порядке осуществляется регистрация торговой марки в России, цена процедуры может различаться. Назвать точные цифры, характеризующие сумму денежных средств, которую придется заплатить для того, чтобы стать законным обладателем единоличного права использования определенного обозначения продукта, можно только после комплексного анализа регистрируемого Товарного знака.


В общем случае стоимость регистрации торговой марки складывается из затрат следующих видов:


  • • расходов на уплату государственной пошлины (подробнее о том, сколько придется заплатить государству, рассказано выше);
  • • расходов на оплату услуг агентства, оказывающего правовую помощь и поддержку на всех стадиях регистрации.

Стоимость помощи посредника также может варьироваться в зависимости от объема услуг, оказываемых клиенту. Базовый пакет включает в себя:


  • • помощь в подготовке и подаче документов в регистрационный орган;
  • • проверку на соответствие Товарного знака требованиям Роспатента;
  • • контроль над прохождением всех необходимых экспертиз и последующей регистрацией Товарного знака.

Если поддержка консультанта требуется лишь на одном или на нескольких этапах оформления документов и последующей работы с Роспатентом, итоговая стоимость регистрации будет снижена.


Почему процедуру регистрации торговой марки стоит доверить специалистам


Регистрация торговой марки для ИП и для юридических лиц – серьезное дело. Подходить к решению этого вопроса необходимо со всей ответственностью, иначе есть риск того, что конкуренты воспользуются существующей идеей и пройдут процедуру регистрации торгового знака в Роспатенте раньше той компании, которая вложила немало ресурсов в ее разработку и продвижение. Кроме того, ст. 1483 ГК РФ определяет перечень оснований, по которым Роспатент вправе отказать предпринимателю в регистрации разработанной им торговой марки. Например, Роспатент может не одобрить оформление документов в отношении знака, похожего на другой, ранее зарегистрированный образ настолько, что потребитель может перепутать их между собой. Такой отказ может существенно увеличить временные затраты на проведение процедуры регистрации, а также повлечь за собой немалые материальные потери. Госпошлина, уплаченная за проведение экспертиз, не возвращается заявителю даже в том случае, если в оформлении регистрационных документов ему будет отказано. Теоретически решение об отказе можно оспорить, однако эта процедура займет немало времени, потребует вложения дополнительных денежных средств и вовсе не гарантирует, что суд примет решение в пользу владельца регистрируемого знака.


Чтобы сэкономить свои силы и время, а также принести пользу бизнесу, выбирайте надежных и проверенных специалистов, которые помогут вам зарегистрировать товарный знак с соблюдением всех законодательных требований.


Наше бюро работает в Москве в сфере управления интеллектуальной собственностью уже 18 лет. Мы знаем, как изменялось российское законодательство, регулирующее порядок работы с объектами интеллектуального права. Более того, наши принципы работы менялись вместе с ним. Мы не просто изучили нормативные акты, действующие в современной России, – мы знаем, как они применяются на практике. Мы стремимся найти оптимальное решение любой поставленной перед нами задачи. Это значит, что для достижения каждой новой цели мы разрабатываем уникальную стратегию, основываясь на ранее приобретенном опыте. Если вы хотите зарегистрировать собственную торговую марку без бюрократических проволочек, обратитесь к нам, мы вам обязательно поможем.