ВКО Интелект
ФАС учится раскрывать роботизированные сговоры

ФАС учится раскрывать роботизированные сговоры

Сегодня все чаще можно услышать об очередном случае заключения на торгах антиконкурентных сделок при помощи роботов. Те участники закупок, которые не брезгуют обманными приемами, находят и разрабатывают все новые и новые сложные схемы обхода запретов, установленных антимонопольным законодательством, и приемы сокрытия следов электронных операций, противоречащих правилам конкурентного поведения. Однако регулятор не отстает и совершенствуется в поиске и фиксации этих следов, а также в доказывании таких роботизированных сговоров. И уже можно говорить об эффективности этой работы, поскольку есть реальные примеры.

Так, подразделение антимонопольной службы по Мурманской области в 2017 году рассматривало дело, связанное с использованием аукционных роботов. Результатом стало привлечение двух компаний к ответственности в виде штрафа за то, что они заключали устные соглашения антиконкурентного характера в процессе проведения более двух десятков электронных торгов, предметом которых был сбор твердых бытовых отходов и их вывоз.

Следует отметить, что президиум Федеральной антимонопольной службы отдал должное профессионализму мурманских коллег и признал упомянутое дело одним из эталонных в практике обнаружения на протяжении 2017 года сговоров между участниками торгов. Находки, которые были использованы при расследовании мурманского дела, планируется распространить на все региональные подразделения службы.

Для справки: аукционный робот представляет собой особый программный модуль персонального кабинета субъекта, участвующего в торгах, который размещен на электронной площадке. С его помощью можно осуществлять автоматическую подачу предложений цены на торгах до определенного предела. Сама по себе такая деятельность вполне легальна, но использование робота для поддержания, снижения или повышения цены по сговору не допускается.

Компании, которые во всем этом принимали участие, только изображали наличие конкуренции между ними, так как при каждом шаге цена снижалась только на 0,5 процента. Возможность снизить цену более чем в два раза появлялась только в том случае, если в торгах принимали участие другие субъекты хозяйствования. С другой стороны, аукционы исключительно с участием компаний-нарушителей проходили с несвойственной им пассивностью.

В апреле 2018 года Комиссия антимонопольной службы приняла решение по очередному делу об использовании специальных программ во время торгов. Еще две компании были признаны этим решением нарушителями запрета на заключение сделок, ограничивающих конкуренцию. Они принимали участие в закупках расходных материалов для государственных медицинских учреждений и при этом использовали роботов для поддержания цен на сумму свыше 195 млн руб.

Следует отметить, что антимонопольной службе удалось выявить нарушения на основе одних только косвенных признаков, в частности использования одних и тех же IP-адресов и общей инфраструктуры. Для злоумышленников характерна такая модель участия в торгах: отказ от борьбы с конкурентами и совместная подготовка заявок для участия в аукционах, которая подтверждается подозрительной схожестью документов и параметров файлов, в которых они хранятся. Примечательно, что обеими компаниями руководили одни и те же лица.

Повышение активности использования информационных технологий и связанная с этим процессом необходимость искать способы адекватно реагировать на современные тенденции привели к необходимости пересмотра законодательства о проведении закупок. Так, с января будущего года вступят в силу поправки, в соответствии с которыми торги будут в обязательном порядке проводиться в электронном виде.

Такого рода изменения определенно приведут к росту количества рассматриваемых нарушений в связи со значительным увеличением масштабов торгов. Кроме того, появятся новые способы нарушения требований антимонопольного законодательства посредством цифровых технологий. Таким образом, добавится хлопот антимонопольной службе.

Однако надо отметить, что у ведомства уже есть эффективные инструменты выявления подобных нарушений и реагирования на них. Освоение обнаружения цифровых следов позволяет получить еще больше доказательств антиконкурентного сговора.

Остается только наблюдать, усилится ли существующая угроза конкуренции или регулятор все же сможет привести участников торгов к порядку.


Остались вопросы?

Задайте их нашему специалисту!