Москва
ВКО Интелект
Экономико-правовое регулирование защиты и распоряжения результатами интеллектуальной деятельности.

Экономико-правовое регулирование защиты и распоряжения результатами интеллектуальной деятельности.

И. 3. Мазур., А. В. Никишов., С. В. Гречковский

До 2004 года в соответствии с Указом Президента РФ от 14 мая 1998 г. №556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» на Министерство юстиции Российской Федерации была возложена функция по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов интеллектуальной деятельности.

Во исполнение данного Указа было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» в котором установлено, что «права на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения (далее именуются - результаты интеллектуальной деятельности), полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета, принадлежат Российской Федерации, если до вступления в силу настоящего Постановления они не являлись объектами исключительного права физических или юридических лиц, а также, если информация об указанных результатах не являлась общедоступной».

В части, касающейся правового регулирования оборота результатов интеллектуальной деятельности и прав на них, на Минюст России были возложены следующие функции:

  • распоряжение с федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками, от имени Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности;
  • принятие по согласованию с государственными заказчиками решений об ограничении доступа к сведениям, относящимся к результатам интеллектуальной деятельности.

В соответствии с указанным постановлением Правительство России было создано государственное учреждение - Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации (ФАПРИД), на которое были возложены следующие задачи:

  • ведение единого реестра результатов интеллектуальной деятельности;
  • контроль за использованием результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот;
  • организация учета результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот;
  • осуществление по согласованию с государственными заказчиками функций по распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности, вовлекаемые в экономический и гражданско-правовой оборот;
  • подготовка решений об ограничении доступа к сведениям, относящимся к результатам интеллектуальной деятельности;
  • подготовка и заключение по согласованию с государственными заказчиками гражданско-правовых договоров с исполнителями научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности;
  • обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • подготовка и заключение по согласованию с государственными заказчиками лицензионных договоров для вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в экономический и гражданско-правовой оборот;
  • осуществление функций правопреемника в части прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащих государственным унитарным предприятиям, имущество которых подлежит приватизации.

Таким образом, в соответствии с указанным Постановлением, использование результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, возможно было только после урегулирования вопроса об их использовании ФАПРИД. Как правило, ФАПРИД требовал заключения возмездного лицензионного договора, предусматривающего предоставление заинтересованньм лицам права использовать результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат государству, при исполнении ими различного рода работ.

Указом Президента России от 02.08.1999 г. № 954 были определены основные задачи Минюста России, в том числе обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности, в рамках которого данный государственный орган осуществлял следующие основные функции:

  • осуществление функции государственного патентного ведомства, установленные Патентным законом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также функции агентства по правовой охране программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, установленные Законами Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
  • подготовка предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области авторского права и смежных прав, осуществление взаимодействия с общественными объединениями, участие в международном сотрудничестве в указанной сфере;
  • осуществление правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения.

В дальнейшем было принято Постановление Правительства от 02.09.1999 г. № 982, регулирующее порядок вовлечения в гражданско- правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности, не относящихся к военным, специальным или двойным, где также содержится перечень исключений. Однако в отличие от Постановления Правительства от 29.09.1998 г. № 1132, такой перечень несколько расширен - так, помимо вышеуказанных, к результатам интеллектуальной деятельности, права на которые не могут быть закреплены за государством относятся:

  • результаты, которые включены в установленном порядке в состав приватизированного имущества;
  • результаты, на которые поданы заявки на получение исключительных прав.

После проведения административной реформы 2004-2005 г.г. федеральные органы исполнительной власти, как главные распорядители бюджетных средств, осуществляют от имени Российской Федерации государственные заказы продукции, работ и услуг для государственных нужд, в дальнейшем реализуя полномочия собственника в отношении нематериальных активов, в состав которых входят, в том числе объекты интеллектуальной собственности.

Так, например:

  1. в соответствии с Указом президента РФ от 13.08.2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны РФ», утверждающим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Минобороны организует в установленном порядке патентно-лицензионную, изобретательскую, рационализаторскую работу и учет результатов интеллектуальной деятельности, осуществляет распоряжение от имени Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности, полученными при выполнении государственного оборонного заказа, в том числе исключительными правами на них, а также организует рассмотрение заявок и выдачу патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники.
  2. Во исполнение Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 285 утверждено Положение «О Федеральном агентстве по промышленности», которое данный государственный орган наделяет следующими полномочиями в части, касающейся научно-технической деятельности:
    • проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;
    • закрепление за Российской Федерацией прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых Агентством, а также распоряжение закрепленными за Российской Федерацией правами на результаты научно-технической деятельности в целях их доведения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции;
  3. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2004 г. № 314 утверждено Положение «О Федеральном космическом агентстве», регламентирующее полномочия Агентства. Необходимо отметить, что среди полномочий, относящихся к исследуемой сфере, относятся:
    • проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;
    • осуществление размещения государственного заказа на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры в научных и социально-экономических целях, в том числе на выполнение работ по международным космическим проектам Российской Федерации;
    • совместно с Министерством обороны Российской Федерации осуществление размещения государственного заказа на разработку, производство и поставку космической техники двойного назначения и объектов космической инфраструктуры;
    • системные исследования по обоснованию основных направлений развития космической техники научного и социально-экономического назначения, а также совместно с Министерством обороны Российской Федерации - космической техники двойного назначения;
    • совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию космической техники научного и социально-экономического назначения, закупку серийной космической техники и совместно с Министерством обороны Российской Федерации ее использование (эксплуатацию);
    • проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по тематике пилотируемых космических полетов, экспертизу проектов создания космической техники, проведение испытаний и исследований для обеспечения развития космической техники;
    • обеспечение закрепления в установленном порядке за Российской Федерацией прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых Агентством, а также распоряжение закрепленными за Российской Федерацией правами на результаты научно-технической деятельности в целях их доведения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции.

В соответствии с нормами постановлений Правительства РФ от 26.02.2002 г. № 131 и от 04.05.2005 г. № 284, государственные заказчики продукции, работ и услуг для государственных нужд ведут отраслевые реестры результатов интеллектуальной деятельности (результатов научно- технической деятельности), права на которые принадлежат Российской Федерации и контролируют их использование в гражданском обороте заинтересованными лицами.

Кроме того, с 2003 года появилась возможность оформления охранных документов на объекты интеллектуальной собственности от имени Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками (новая редакция Патентного закона, федеральных законов «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем» и др.).

Учитывая, что государственные заказчики находятся в административном и ином властном подчинении Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации административным, бюджетным и другим финансовым законодательством регулируются вопросы контроля за действиями государственных заказчиков по приобретению и осуществлению от имени Российской Федерации имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей, расходованию бюджетных средств и их перечислению в федеральный бюджет, созданию и использованию государственных информационных ресурсов и других действий, регламентируемых публичным правом.

В тоже время, в соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004г. № 1313, утверждающим Положение о Министерстве юстиции РФ, функции по закреплению и распределению прав на РИД на Минюст России не возложены, однако данный государственный орган осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти было образовано Министерство образования и науки Российской Федерации, с функциями по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

В целях совершенствования экономических отношений, связанных с использованием результатов научно-технической деятельности, полученных при выполнении научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ, полностью или частично финансировавшийся за счет федерального бюджета, республиканского бюджета РСФСР и той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, а также средств государственных внебюджетных фондов, было принято Постановление Правительства РФ от 14.01.2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности». Одновременно были утверждены методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (Утв. распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России, Минюста России, от 22.05.2002 г. № 1272-р/Р-8/149).

Настоящее положение определяет порядок проведения инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, полученных при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полностью или частично финансировавшихся за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета РСФСР и той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, а также из средств государственных внебюджетных фондов.

Под инвентаризацией прав на результаты научно-технической деятельности в соответствии с Положением понимается выявление прав на результаты научно-технической деятельности с целью их последующего учета и правомерного использования в гражданском обороте.

Инвентаризация осуществляется организациями с учетом требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и отчетности, а также нормативных правовых актов о порядке проведения инвентаризации нематериальных активов организаций и включает дополнительно следующие мероприятия:

  • осуществление научно-технического, правового и экономического анализа результатов научно-технической деятельности, в том числе Существенным нововведением, является то, что при проведении обязательной и инициативной инвентаризации в организациях оборонно-промышленного комплекса и организациях, выполнявших работы, связанные с обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, в состав рабочей инвентаризационной комиссии включаются представители федеральных органов исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками, а также Министерства юстиции Российской Федерации.

Необходимо подчеркнуть, что настоящее Положение предусматривает возможность привлечения для проведения инвентаризации в порядке, определяемом действующим законодательством России, специализированных организаций на договорной основе. В настоящее время такой порядок не определен.

Таким образом, административная реформа 2004 года внесла свои коррективы по распределению прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти при исполнении своих полномочий в части защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и распоряжения правами на них.


У Вас остались вопросы?

Задайте их нашему специалисту!