Москва
ВКО Интелект
Товарный знак в сфере туризма

Товарный знак в сфере туризма

Особенностью использования товарных знаков в туристической сфере является то, что все права на применение официальной символики (логотипа, слогана) принадлежат крупным корпорациям, которые используют их при продвижении своих услуг на рынке. Такие компании называются туроператорами. Они формируют пакетные туры, организовывают экскурсии, предоставляют переводчиков и гидов и оказывают прочие услуги путешественникам. В качестве примера наиболее крупных игроков на российском рынке можно привести PEGAS Touristik, TUI, Coral Travel и пр.

Со своими клиентами туроператоры работают не только напрямую, но и через турагентов. Такие посредники довольно часто используют товарные знаки, принадлежащие туроператорам, в своих рекламных буклетах, на щитах и интернет-сайтах, демонстрируя тем самым свою взаимосвязь с крупной компанией, имеющей всероссийскую известность. Отношения, возникающие при этом между туроператором и турагентом, подлежат правовому регулированию в соответствии с нормами действующего российского законодательства.

Передача прав на использование товарного знака

Крупные туроператоры, так же как и сотрудничающие с ними турагенты, заинтересованы в привлечении к своему продукту наибольшего количества потребителей. Именно поэтому они охотно предоставляют партнерам право на использование разработанного ими логотипа в своей рекламной деятельности.

Основанием для передачи права на использование товарного знака может стать:

  1. Лицензионный договор. На основании такого соглашения туроператор предоставляет турагенту право на использование принадлежащей ему символики в заданных пределах и на определенной местности (или без определения таковой) в отношении всей продукции, для которой применяется товарный знак, или установленной ее части (ст. 1489 ГК РФ).
  2. Договор коммерческой концессии (договор франчайзинга). При заключении такого соглашения туроператор обязуется предоставить турагенту право на использование всего комплекса принадлежащих ему исключительных прав: ноу-хау, коммерческого обозначения, товарного знака и пр. (ст. 1027 ГК РФ).

Очевидно, что договор коммерческой концессии предоставляет турагенту гораздо больший объем прав, нежели лицензионный договор. Однако обычно полный перечень исключительных прав, принадлежащих туроператору, турагенту передается крайне редко. Для успешного осуществления рекламной кампании права на использование товарного знака оказывается вполне достаточно.

Тем не менее некоторые предприниматели начинают свою деятельность, заключая с туроператором договор франчайзинга (иными словами, договор коммерческой концессии).

Франчайзинг в сфере туризма

Заключение договора франчайзинга влечет за собой возникновение у турагента серьезного круга обязанностей, в состав которого может войти:

  • необходимость оплаты права работы под брендом туроператора в виде роялти (периодических отчислений денежных средств) или паушального платежа (единовременного денежного взноса, уплачиваемого сразу же после заключения договора);
  • необходимость соответствия определенным требованиям, предъявляемым туроператором (например, стандартам, установленным для площади помещения, в котором будет расположен офис, и пр.);
  • осуществление деятельности в строгом соответствии с бизнес-концепцией, разработанной турагентом.

Если целью турагента является приобретение права на использование товарного знака туроператора, а не полное осуществление деятельности под его именем, заключение лицензионного договора будет наиболее простым и эффективным способом законного взаимодействия с обладателем зарегистрированной символики или слогана.


У Вас остались вопросы?

Задайте их нашему специалисту!