Москва
ВКО Интелект
Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака

Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака

Товарный знак – это уникальный объект, используемый с целью индивидуализации товаров, распространяемых на рынке (п. 1 ст. 1477 ГК РФ). Для получения исключительного права на его применение необходимо оформить соответствующее свидетельство в Роспатенте. Однако далеко не каждое графическое (символьное или буквенное) сочетание может пройти процедуру регистрации – Роспатент внимательно проверяет каждую поступившую заявку на предмет соответствия законодательству. Основания для отклонения обращения установлены действующим законодательством. Их перечень является исчерпывающим и не подлежит двоякому толкованию.

Отсутствие у знака различительных особенностей

Перечень оснований для отказа в госрегистрации товарного знака приведен в ст. 1483 ГК РФ. Согласно п. 1 этой статьи в удовлетворении регистрационной заявки может быть отказано в том случае, если символика не имеет собственных средств отличия или состоит из элементов:

  • общеупотребительных в качестве средства обозначения определенной продукции;
  • имеющих статус общепринятой символики;
  • несущих в себе сведения о характеристиках продукции (качестве, количестве, свойствах, ценности или применении), а также свидетельствующих о месте их создания или реализации;
  • выраженных в виде формы товаров, определяемой их назначением или свойствами.

Законодатель допускает применение таких составляющих в регистрируемой символике лишь в том случае, если они не являются его основной частью. При этом действие правовой охраны объекта, возникающей после регистрации, на такие элементы не распространяется.

При этом п. 1.1 ст. 1483 ГК РФ определяет два исключения, которые позволяют регистрировать знаки, в состав которых входят перечисленные выше составляющие:

  • если различительная способность знака была приобретена им в ходе его использования;
  • если комбинация знаков, которым принадлежат перечисленные характеристики, обладает собственной различительной способностью.

Наличие в знаке официальной символики

П. 2 ст. 1483 ГК РФ запрещает осуществление регистрации объектов, схожих с обозначениями, подлежащими правовой охране в соответствии со ст. 1231.1 ГК РФ. Не получится зарегистрировать средство индивидуализации, содержащее:

  • государственную символику (гербы, флаги, деньги и пр.);
  • названия объединений, имеющих статус международных и межправительственных (их флаги, гербы и пр.);
  • символику государственных наград, печатей, пробирных клейм и пр.

Схожесть с ранее зарегистрированными объектами

П. 6 ст. 1483 ГК РФ указывает на невозможность госрегистрации знаков, аналогичных или сходных до степени смешения с объектами:

  • заявка на госрегистрацию которых была передана в Роспатент раньше, чем заявка, подлежащая отклонению (при условии, что продукция, для которой они будут использоваться, являются однородной);
  • охраняемыми в соответствии с законодательством РФ или международными законами (при условии, что они имеют более ранний приоритет и используются в отношении однородных товаров);
  • общеизвестными на территории РФ.

Регистрация символики в первых двух случаях допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

  • при наличии согласия обладателя права на ранее зарегистрированный объект;
  • если при использовании такого знака потребитель не будет введен в заблуждение.

Наличие иных, запрещенных законом элементов

Согласно ст. 1483 ГК РФ Роспатент откажет в регистрации объектов:

  • не соответствующих действительности или способствующих введению покупателя в заблуждение (пп. 1 п. 3);
  • нарушающих существующие принципы морали, нравственности и порядка (пп. 2 п. 3);
  • аналогичных или сходных до степени смешения с символикой объектов российского и международного культурного наследия (п. 4);
  • сходных с элементами, охраняемыми законодательством любой из стран –участниц действующего в России международного договора в отношении вин или иных спиртных напитков, производимых на определенной общеизвестной территории (п. 5);
  • сходных с названием места производства определенных товаров, если таковое охраняется законодательством (п. 7);
  • сходных с фирменным наименованием, коммерческим обозначением или названием селекционного достижения, зарегистрированным в установленном законом порядке (п. 8);
  • тождественных названию зарегистрированного товарного знака, наименованию произведения искусства, псевдониму, имени или промышленному образцу (п. 9);
  • сходных со средствами индивидуализации других лиц (п. 10).

У Вас остались вопросы?

Задайте их нашему специалисту!