Москва
ВКО Интелект
Можно ли зарегистрировать в качестве товарного знака корпоративный цвет

Можно ли зарегистрировать в качестве товарного знака корпоративный цвет

Ключевыми условиями для регистрации торговых марок является их выражение в определенной форме и подтверждение различительной способности. Эти критерии проверяют эксперты Роспатента после получения заявки от компаний и предпринимателей. По закону цвет не рассматривается как форма выражения, а может являться одним из признаков обозначения. Однако в отношении ряда компаний именно цвет был зарегистрирован в качестве товарного знака. О том, почему стала возможна регистрация корпоративных цветов в качестве торговых марок и на чем основывается заключение экспертов, расскажем в этом материале.

При каких условиях можно подать заявку

Общие правила регистрации товарных знаков зафиксированы в ГК РФ. Регистрация возможна в отношении обозначений, которые используют компании и предприниматели для идентификации своих товаров. Подавая заявку в Роспатент, соискатель должен обосновать возможность регистрации по следующим направлениям:

  • выразить обозначение в одной из допустимых форм: текстовые и графические объекты, комбинация текста и графики, объем, звуковые файлы и т. д.;
  • подтвердить различительную способность, отсутствие сходства и тождества с ранее зарегистрированными объектами коммерческой собственности;
  • подтвердить отсутствие запретов и ограничений на предоставление правовой охраны обозначению.

В каком случае не получится зарегистрировать цвет

Большинство крупных компаний используют корпоративный цвет как элемент фирменного стиля, дополнительный способ идентификации на рынке. Как правило, такое цветовое решение используется при разработке логотипов, которые впоследствии регистрируются в виде торговых марок. Однако новые правила Роспатента, определяющие порядок подачи заявок и регистрации обозначений, допускают выразить их в виде цвета. Такие правила порождают неопределенность, ведь количество основных цветов и оттенков ограничено. Даже если корпоративные цвета компаний регистрировать по отдельным видам товаров, может быть выдано ограниченное количество свидетельств. Поэтому в большинстве случаев заявитель получит отказ в регистрации цвета в качестве торговой марки по причине отсутствия различительной способности, ненадлежащей формы выражения и по иным основаниям.

Как зарегистрировать корпоративный цвет

Однако свидетельства на корпоративные цвета уже смогли получить отечественные бренды Сбербанк, «Газпром» и МТС. Как это стало возможно и как обосновали свое решение эксперты Роспатента? Рассмотрим, что пришлось доказывать указанным компаниям при подаче заявки. Закон позволяет получить свидетельство на обозначение, если его различительная способность была приобретена в процессе активного использования. Если рассматривать объектом регистрации корпоративный цвет, такой интенсивный режим пользования должен порождать у потребителей стойкую ассоциацию между колористическим решением и конкретной организацией. Именно доказав такую ассоциацию, перечисленные выше компании смогли обосновать различительную способность своих корпоративных цветов при экспертизе обозначения. С учетом изложенных обстоятельств регистрация может проходить следующим образом:

  • при описании обозначения в заявке нужно представить доказательства, что корпоративный цвет приобрел различительную способность при его использовании. Для этого могут заранее проводиться исследования рынка, работа с фокус-группами, заказываться экспертизы;
  • указывая цветовое решение в заявке, компании ссылаются на общепринятый каталог «Пантон», который содержит уникальный код для каждого оттенка. Указанная система цветовых моделей наиболее распространена, однако заявитель может использовать и иные варианты идентификации;
  • экспертиза обозначения в Роспатенте носит субъективный характер, поэтому специалисты проверят совокупность представленных доказательств. Для Сбербанка, МТС и «Газпрома» таких доказательств оказалось достаточно для получения свидетельства.

Доказать приобретение корпоративным цветом различительной способности на рынке можно в редких случаях. Это должна быть компания, занимающая доминирующее или лидирующее положение в определенных сферах производства, торговли. Корпоративные цвета большинства рядовых компаний не смогут подтвердить указанный критерий, а значит, регистрация таких специальных торговых марок скорее всего будет единичным явлением.


У Вас остались вопросы?

Задайте их нашему специалисту!