Москва
ВКО Интелект
Как выбрать товарный знак

Как выбрать товарный знак

Еще до разработки и регистрации товарного знака нужно определить, для каких целей он будет использован, какую смысловую нагрузку он будет нести и как его будут воспринимать рядовые потребители. Для этого могут проводиться исследования рынка и целевых групп покупателей, изучаться опыт других компаний и общемировых тенденций. Изменить обозначение или его отдельные фрагменты после подачи заявки и регистрации будет уже невозможно.

На что обратить внимание при выборе товарного знака

Приступая к разработке товарного знака, нужно заранее предусмотреть требования и условия по двум направлениям: что потребуется для регистрации в Роспатенте и что будет нужно для успешного использования обозначения в коммерческой деятельности. Регистрация проводится по правилам, регламентированным в ГК РФ. В перечень наиболее важных факторов входят:

  • форма обозначения. Правовая охрана предоставляется текстовым, графическим, комбинированным, звуковым и иным объектам;
  • различительная способность торговой марки, отсутствие тождества и сходства с аналогичными объектами конкурентов;
  • отсутствие запретов и ограничений на предоставление правовой охраны (например, нельзя зарегистрировать торговую марку, если она способна ввести потребителей в заблуждение относительно свойств продукции и ее производителя);
  • перечень товарных групп, на которые будет распространяться защита товарного знака. В заявке нужно сразу указать классы товаров по МКТУ, которые будут закреплены за торговой маркой.

Чтобы устранить возможные причины для отказа в регистрации, целесообразно заранее провести предварительный информационный поиск по реестрам товарных знаков. Сделать это можно самостоятельно либо через патентное бюро. До подачи заявки в Роспатент обозначение и его отдельные фрагменты можно изменить, чтобы устранить сходство с аналогами конкурентов.

Для успешного использования обозначения в коммерческой деятельности также нужно заранее учесть множество факторов. Прежде всего, торговая марка должна быть уникальной, запоминаемой и легко узнаваемой потребителями. На рынке представлено множество товаров с идентичными характеристиками, поэтому узнаваемое обозначение дает дополнительные преимущества для увеличения продаж.

Также на выбор товарного знака могут повлиять следующие факторы:

  • элементы бренда компании и ее фирменного стиля. Как правило, все торговые марки фирмы должны соответствовать единому бренду (по цвету, символам, текстовым формам и т. д.);
  • направление деятельности и перечень производимой продукции;
  • результаты исследований рынка, данные опросов потребителей и фокус-групп. Это позволяет точнее определить признаки, которые положительно воспринимаются рядовыми покупателями;
  • индивидуальные параметры, повышающие ценность и узнаваемость торговой марки (например, год создания компании).

Учитывая такое многообразие факторов и критериев, понятно, что профессиональная разработка товарного знака в большей степени может обеспечить успешную регистрацию и использование объекта.

Оптимальная форма товарного знака

Оптимальным вариантом можно признать изображение, которое сразу привлечет внимание потребителей и сможет на долгие годы успешно работать на репутацию компании и ее деятельность на рынке. Добиться этого крайне сложно, так как могут меняться направления деятельности бизнеса, экономические факторы. Выбор формы товарного знака должен соответствовать следующим целям:

  • однозначно выделять компанию и ее продукцию среди конкурентов;
  • иметь признаки и свойства, позволяющие использовать товарный знак в рекламных и маркетинговых акциях под единым брендом компании;
  • иметь смысловую нагрузку;
  • обладать коммерческой ценностью.

Даже если компания примет решение прекратить самостоятельное использование торговой марки, она может получить дополнительную прибыль, продав или передав права по лицензии. Естественно, чем выше коммерческая стоимость обозначения и его узнаваемость у потребителей, тем больше будет сумма вознаграждения по договору уступки или лицензии.


У Вас остались вопросы?

Задайте их нашему специалисту!